Моя варшавская мелодия. Часть вторая.


2.1.

Самая страшная из не прочитанных мною книг — это «Выбор Софи» Уильяма Стайрона. Когда-то давным давно я случайно наткнулась на аннотацию этого романа в одном из популярных литературных журналов — и сразу же поняла, что читать не буду никогда. Не смогу. Но аннотации оказалось достаточно, чтобы запомнить на всю жизнь и периодически, в каком-то отчаянном безумии, пытаться примерять — нет, не этот выбор, а необходимость такого выбора — на себя. Очередной приступ этого безумия случился три дня назад, в Варшаве, в POLIN the Museum of the History of Polish Jews

Посетить именно этот музей порекомендовала мне, а точнее, нам с коллегами, прибывшим на варшавский корпоратив, не кто иной как Посол Финляндии в Варшаве госпожа Ханна Лехтинен. Порекомендовала, как я понимаю, без оглядки на тематику, просто как один из лучших музеев польской столицы — современный, интерактивный, да к тому же еще и выбранный в прошлом году лучшим музеем Европы из 49 номинантов от 25 стран. И действительно, музей как комплекс великолепен — и архитектура, и внутреннее устройство, и редкостное разнообразие в изложении темы и представлении экспонатов — все это в наличии и впечатляет. Но когда доходишь до 1939 года, наступает очередь совсем иных эмоций.

О чем я думала, пока шла через эту — в общем, предпоследнюю часть экспозиции (там, разумеется, есть и залы, посвященные послевоенной истории, но они как-то плохо мне запомнились), кроме как о выборе Софи? О том, что поляки отчасти делали тот же самый выбор и даже более очевидный: кого убить проще, своего ребенка или чужого? О том, что человек все же самый страшный зверь на земле, потому что только человек может уничтожать себе подобных из идейных соображений. После этой «прогулки», скажу честно, мне захотелось не из России эмигрировать, а куда-нибудь на луну, подальше от homos lupus. Еще о том, что таким в России должен был бы быть музей ГУЛАГа — но его не будет никогда, и потому все никакие заслуги в победе над фашизмом нашей стране не зачтутся, ни миром, ни тем, что над миром — хоть бы мы все лопнули от величия русской идеи и ура-патриотизма. Извините, если кого забрызгало.

И тем не менее, я очень и очень советую всем, кто не равнодушен к истории и не совсем слаб нервами, — посетить при случае этот музей. Свои не слишком удачные фотографии из музея я уже выкладывала и не вижу смысла повторяться, но зато вы можете погулять по сайту музея — там много интересного. И вот еще два отличных, «настроенческих» видео виде и один менее художественный, но более информативный виртуальный тур:

2.2.

Только полным смятением, царившим в пятницу в моей голове в пять часов вечера, когда я вышла из ПОЛИНа, можно объяснить тот факт, что я не отправилась домой, то есть в гостиницу переваривать впечатления, и даже не пошла просто гулять по городу, а решила «догнаться» и отполировать этический и эстетический коллапс Музеем Варшавского восстания… и как хорошо, что я, идиотка такая, это сделала — потому что иначе когда бы? Возможно что и никогда… но, все по порядку.

Музей Варшавского восстания, как можно догадаться, чуть меньше: все-таки один год, не тысяча. Но в художественном отношении он производит едва ли не более сильное и цельное впечатление, как короткая, но мастерски написанная новелла порой бывает эффектнее, чем эпопея в десяти томах. Опять же, восхитительная история уничтожения человеков человеками, как это принято теперь говорить (или уже не принято?) — внушает. И еще становится очень понятно, почему поляки так не любят все советское, так аккуратно, но старательно вычищают его из собственного прошлого, даже грандиозно-историческую «сталинскую» высотку в центре города, сестру-близняшку семи московских сестер, мечтают снести с лица столицы, как выправить горб. Но пересказывать здесь исторические факты глупо, поэтому пусть опять будет видео: не о самом музее, о нем качественного видеоматериала не нашлось, а о восстании как таковом, о разрушении Варшавы, славной роли «Отца народов» — ну и так далее… 

Кстати, когда я, уже после посещения музея, пошла по всемирной паутине в поисках видео-фотографий и дополнительной информации, — как о самом восстании, так и о музее — то, натурально, ужаснулась: половина из того, что лежит в сети на русском языке — это материалы исторических времен брежневской эпохи или откровенно «просовковые» статейки, непонятно, откуда просочившиеся: с учетом того, что музей был открыт только в 2004 году, можно только догадываться об источниках этой ядовитой желчи. Вот, например, про музей премудрая наша и беспристрастная Википедия уверяет, что «в руках политиков правого толка музей стал важным элементом, орудием для осуществления исторической политики» (тавтология не моя!) и еще что-то мерзопакостное про фальсификацию…  а ведь эту чушь, простите, дети читают, и не все они имеют возможность взглянуть своими глазами на это «орудие» и составить собственное мнение. Но тем,кто соберется и сумеет — я даже немного завидую. 

2.3.

Это был краткий отчет о культурно-исторической части путешествия в Варшаву. Увы, очень непродолжительной части. Далее снова будут картинки, домики, еда и разнообразные ландшафты. До новых встреч в эфире 🙂