В прошлую субботу я все же сходила в «Мастерскую» на «Дни Турбиных» несмотря на то, что дорогое мироздание всячески пыталось мне помешать: дочь болела вовсю, сама я тоже заболевала, дел накопилось по горло… но билеты были уже куплены, в театре я не была давно, больше месяца, да и кроме того – хотелось посмотреть именно этот спектакль и именно в «Мастерской»: так уже вышло, что я там ни разу не была, а театр сей у нас хором хвалят, да и сами себя они рекламируют активно и креативно; плюс репертуар – более чем вкусный. В общем, накормила я дочь таблетками и конфетками, проглотила стакан «терафлю» и поехала… И результатом этого культпохода теперь мучительно хочется поделиться. И вот, пользуясь парой свободных часов на маршруте Хельсинки — Пиетари — пишу отзыв, то ли себе на память, то ли кому еще — к сведению, то ли вдумчивой беседы для.
Театр «Мастерская», в целом, неплох – как пространство, хотя и весьма неудобно расположен. Мне, конечно, грех жаловаться – от нас идет прямая маршрутка – но вот среднестатистическому зрителю добираться, очевидно, неудобно. Но – аншлаг: репертуар плюс реклама свое дело делают. Зрительный зал — стильно-черный, атмосферный… правда, много мест, с которых происходящее на сцене видно весьма и весьма посредственно – вопреки тому, что написано на сайте театра: мы, мол, спроектировали зрительный зал так, чтобы ото всюду был полный обзор… маленькая неправда, но неприятно.
Но главное, конечно, сам спектакль, и тоже, вроде бы, неплохой — на первый взгляд. Если не придираться и не раскатывать губищу. А если раскатать… Проблема первая – очевидно общая для репертуарных театров: артисты подобраны под роли очень и очень приблизительно, из имеющегося в наличии постоянного состава труппы. Зрителю избалованному хотя бы показами нежно любимого мною проекта Тheatrehd, транслирующего преимущественно британские и французские постановки, в которых каждый раз проводится чуть ли не общенациональный кастинг, и актеры выбираются тщательно, с учетом внешних данных, возможностей, режиссерского замысла, да еще и с поправкой на комбинаторность… да, такому зрителю очень сложно воспринимать во это вот наше родное «я тебя слепила из того, что было». А когда еще отчетливо помнишь киноверсию – ту, где Басов, и Мягков, и Басилашвили, — становится совсем грустно. Но, впрочем, и это было бы полбеды…
Главная же беда в том, что – imho, разумеется, совершеннейшее imho – в нашем театре просто закончились актеры, которые «изобразить» Булгакова. Нет, кое-что у них получается: они очень натурально выпивают, матерятся, дерутся, неплохо хамят и подличают. Но во все, что проходит по разряду «русская дореволюционная интеллигенция в быту» и уж, тем более, «русское офицерство» — это такая тоска, такое бесконечное «не верю»… да они и сами себе, кажется, не верят, и слова-то булгаковские произносят часто без выражения, скороговоркой, потому что вжиться в предлагаемые образы в описываемых обстоятельствах – не в состоянии. И вот уже Шервинский делает предложение Елене Васильевне, и предложение принято, и он говорит: «Лена, идем к тебе… Я спою, ты проаккомпанируешь… Ведь мы два месяца не виделись. Все на людях да на людях…» — и зал начинает понимающе хихикать; но не потому, что зал такой испорченный, просто так сказано и так сыграно. О том, как чудовищно выглядит и звучит сцена роспуска юнкеров и офицеров Алексеем Турбиным – тут я просто помолчу. Зато очень по-русски весь актерский состав играет лицами – мне с первого ряда было очень хорошо видно. О, как я терпеть ненавижу эту игру челюстно-лицевой мускулатурой, эти взоры и позы положительного героя в суровых жизненных обстоятельствах, о-о-о. С этим фейс-перфомансом еще кое-как можно смириться на любительской постановке друзей-товарищей, неравнодушных к сценической славе – но тут ведь вроде бы профессионалы? Больше всех «делает лицом» актер, играющий Алексея Турбина, что, впрочем, абсолютно понятно… Но зато — как органично, как точно и задорно вышла картина в штабе Болботуна – та, где петлюровцы сапоги конфискуют… настолько хорошо получилось, что булгаковского текста не хватило, добавили еще махалово и эпизод с убиением «жида» — и убиение очень натурально смотрится.
Так что, несмотря на похвальные отзывы и жгучее любопытство, на «Мастера и Магариту» в «Мастерскую» я не пойду. Ибо актерский состав там, может быть, и другой – но режиссер тот же, а значит – будет лихая и забавная нечисть, Воланд с повадками то ли шулера, то ли «кота», натуральное быдло всех мастей – варенухи там, аннушки, товарищи чекисты – и, как обычно, никакие Мастер, Марго, Иешуа… жаль целых два вечера подряд терять, не говоря уже о недешевых – и весьма – билетах, даже на места с ограниченным обзором.
Но вот что не дает мне покоя: во-первых, почему Шекспира в Англии о сих пор ставят так, что мурашки по коже, хотя во времени он отстоит от нас намного дальше… оттого ли, что темы универсальнее? Или театральная школа другая? Или все это вместе плюс что-то еще? И во-вторых, следует ли уже смириться с тем фактом, что все современные попытки поставить Булгакова заранее обречены на более или менее позорный провал, так что не стоит уже и тратить ни времени, ни денег, а пересматривать старое кино да переслушивать таганковский аудиоспектакль… а вы хотите поговорить об этом???
Ваш комментарий будет первым